Положение о порядке проведения инструктажей по охране труда обучающимся

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано на основе Федерального закона “Об основах охраны труда в РФ”, ст. 14,15, № 181 – ФЗ, от 17.07.1999 г., с учетом требований административного, трудового и хозяйственного законодательств Российской Федерации, вопросам образования и воспитания обучающихся, документов и инструкций по проведении инструктажей и соблюдении техники безопасности, противопожарной защиты, правил и норм охраны труда всеми участниками образовательного процесса школы с целью систематизации и совершенствования их знаний по вопросам безопасности и охране труда.

1.2.Настоящее положение устанавливает  порядок, формы и методы проведения инструктажей  обучающихся   и включает в себя минимум знаний по программе охраны труда каждого обучающегося в зависимости от видов трудовой деятельности, в строгом соответствии с требованиями Устава и Правил поведения  с учетом условий выполняемой работы,  а также приказами и распоряжениями директора, другими локальными и правовыми актами школы.

1.4. Ответственность за организацию своевременного,  качественного обучения и проверки знаний в целом несет директор школы- интерната

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Инструктаж по правилам техники безопасности и соблюдению норм охраны труда в школе проводится со всеми   обучающимися с целью ознакомления их с общими правилами и нормами безопасности труда, Уставом, Правилами поведения обучающихся  и организацией труда в школе (на рабочем месте, интернате, кабинете).

2.2. Обучение и инструктаж по вопросам охраны и безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится со всеми  обучающимися;

2.3. Изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности организуется и проводится в школе на всех стадиях обучения с целью формирования у  обучающихся  сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

2.4. В школе обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин. Кроме этого, с ними проводятся занятия по изучению правил дорожного движения, пожарной безопасности и электробезопасности.  Их знакомят с основами безопасного поведения в быту, на улице и других общественных местах, которые организуют и проводят классные руководители, воспитатели , педагоги дополнительного образования, с привлечением к этой работе социальных педагогов, психологов, медработников, сотрудников ГИБДД, пожарной охраны и других представителей школьных (внешкольных) и общественных организаций.

2.5. Контроль знаний осуществляется путем опроса  обучающихся и проведения практических занятий с ними.

2.6. Обучение обучающихся (в виде инструктажей) правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности: при учебной и трудовой подготовке, организации общественно полезного и производительного труда, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных соревнований, кружковых занятий. В ходе проведения школьных (внешкольных) и внеклассных мероприятий инструктаж с обучающимися проводит лицо ответственное за проведение данного мероприятия.

2.7. При прохождении учебной и трудовой подготовки в школьных учебных мастерских обучающиеся изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным правилам техники безопасности перед допуском их к выполнению практической работы (заданий). Это требование относится и к работе учащихся в специализированных кабинетах (химии, физики, информатики, биологии, технологии), занятиям в спортзале.

2.8. Ответственность за проведение инструктажа и соблюдение правил охраны труда обучающимися при проведении занятий, школьных и внешкольных мероприятий возлагается на учителя или должностное лицо ответственное (назначенное по приказу директора) за проведение данного мероприятия.

2.9. В целях оперативного проведения расследования несчастных случаев с обучающимися в период участия их в образовательном процессе на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях в школе- интернате  создается Комиссия по предупреждению детского травматизма, которая выполняет функцию по  расследованию несчастных случаев с обучающимися и их профилактику . Должностные лица, входящие в состав Комиссии, определяются приказом по образовательному учреждению.

III. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ОБУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ БЕЗОПАСНЫМ МЕТОДАМ РАБОТЫ.

В школе-интернате проводятся следующие виды инструктажей обучающихся по охране труда:

– инструктаж на рабочем месте. Инструктаж проводится в плановом порядке

учителями биологии, физики, химии, информатики и информационных

технологий, физкультуры с соответствующей записью в классном журнале в

первую декаду сентября текущего года. Повторный инструктаж проводится в

первую декаду января следующего года;

– внеплановый инструктаж. Проводится ответственным педагогическим

работником перед проведением отдельных мероприятий или учителем

соответствующего предмета после несчастного случая или возникновения

чрезвычайной ситуации с соответствующей записью в журнале.

3.1. По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на:

1. Вводный;

2 .Первичный ;

3. Повторный (периодический);

4. Внеплановый (внеочередной);

5. Целевой (разовый).

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

 Вводный инструктаж для обучающихся проводит учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель  на первом уроке предмета, кружкового занятия или занятия в  группах. Он обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, учебы и т.д. Проведение вводного инструктажа для обучающихся оформляется в “Классном журнале» по соответствующим учебным предметам, дополнительным или кружковым занятиям или журнале регистрации инструктажей по охране труда, где указывается дата, номер вводного инструктажа или номера инструкций и правил по охране труда.

ПРОГРАММА вводного инструктажа для обучающихся

  1. Общие сведения о школе- интернате и территории
  2. Правила внутреннего распорядка обучающихся и воспитанников
  3. Санитарно- гигиенические требования
  4. Правила поведения в кабинетах и мастерской

ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

Первичный инструктаж  обучающихся проводится  перед допуском их к самостоятельной работе. Инструктаж проводится:

-с обучающимися  перед изучением новой темы, при проведении практических занятий на полигонах, в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках и секциях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым учащимся индивидуально, с практическим показом безопасных приемов и методов выполнения задания.

После проведения инструктажа необходимо убедиться в том, что  обучающийся усвоил безопасные приемы и методы работы, практически знает и понимает инструкции и требования правил безопасности. Если будет выявлено, что  обучающийся недостаточно усвоил требования правил и инструкции по ТБ, то ему необходимо дать дополнительные разъяснения, с практическим показом.

ПРОГРАММА первичного инструктажа на рабочем месте с  обучающимися школы:

1. Организация и содержание рабочего места.

2. Безопасные методы работы.

3. Правила пользования средствами индивидуальной защиты.

4. Правила поведения при возникновении опасных ситуаций.

Инструктаж должен сопровождаться показом безопасных приемов работы с последующей проверкой знаний.

Проведение первичного инструктажа для обучающихся школы оформляется в «Классном журнале» или журнале по соответствующим учебным предметам, дополнительным или кружковым занятиям, где указывается дата, номер первичного инструктажа или номера инструкций и правил по охране труда.

ПОВТОРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ (ПЕРИОДИЧЕСКИЙ – ОДИН РАЗ В ПОЛУГОДИЕ).

Цель повторного (периодического) инструктажа: обновление, углубление и закрепление знаний , по соблюдению норм безопасности, при выполнении основных и других наиболее часто проводимых работ (мероприятий) и других операций, включая жизнь, быт и организацию учебно-  воспитательного процесса обучения в школе.

Повторный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте, в ходе его вкратце прорабатываются все вопросы первичного инструктажа.

Повторный инструктаж проводятся в форме беседы как с отдельными обучающимися так, и с группой  обучающихся одного класса (группы).

Обучающиеся, которые по каким-либо причинам не были проинструктированы в установленный день, должны быть проинструктированы в день выхода на учебу или работу.

Проведение повторного (периодического) инструктажа для обучающихся оформляется в «Классном журнале» или журнале по соответствующим учебным предметам, дополнительным или кружковым занятиям.

ВНЕПЛАНОВЫЙ (внеочередной) инструктаж  обучающихся школы проводится:

-при введении в действие новых или проработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним при изменении условий учебно-воспитательного процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений оснащения и инвентаря, влияющих на безопасность труда;

-при нарушении  обучающимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, отравлению, аварии, взрыву или пожару;

-по приказу или распоряжению директора школы, указанию вышестоящих органов и представителей государственного надзора;

-в случае, когда в результате нарушения правил техники безопасности в школе произошел несчастный случай, внеплановый (внеочередной) инструктаж проводят индивидуально с тем, кто нарушил правила техники безопасности и охраны труда или с группой обучающихся. Объём и содержание инструктажа определятся в каждом конкретном случае в зависимости, от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Проведение внепланового (внеочередного) инструктажа для обучающихся школы оформляется в “Классном журнале» или журнале по соответствующим учебным предметам, дополнительным или кружковым занятиям, где указывается дата, номера инструкций и правил по охране труда.

ЦЕЛЕВОЙ (разовый) ИНСТРУКТАЖ

 Все  обучающиеся школы каждый раз при получении задания на выполнение разовых работ, не входящих в круг их обязанностей, или работ в условиях повышенной опасности, должны быть проинструктированы.

Целевой (разовый) инструктаж проводится при проведении экскурсий на предприятия, организации, массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования, полевые занятия и другие).

Целевой (разовый) инструктаж для обучающихся проводится при проведении экскурсий, походов, спортивных соревнований и т.д. и оформляется в «Журнале инструктажа при организации внеклассных и внешкольных мероприятий» с обязательной подписью учителя или должностного лица ответственного (назначенного по приказу директора) за проведение данного мероприятия и подписью обучающихся.

3.4. Обучающиеся школы обязаны знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности

С обучающимися V -X классов один раз в учебную четверть должны проводиться занятия по изучению Правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов -беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.

ПРОГРАММА изучения противопожарного минимума с обучающимися:

1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях.

2. Огонь -друг и враг человека.

3. Причины возникновения пожаров.

4. Противопожарный режим в детском учреждении.

5. Берегите жилище от пожаров.

6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.

7. Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в год.

4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

4.1. В образовательном учреждении хранятся действующие нормативно-

правовые акты по охране труда: законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы РС(Я), распоряжения и приказы органов управления образованием, иные нормативные документы.

4.2. В образовательном учреждении содержится следующая документация

по охране труда:

– должностные обязанности по охране труда классного руководителя воспитателей;

– инструкции по охране труда  обучающихся;

– журнал регистрации инструктажа обучающихся

– журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися;

4.3. Ответственными за ведение  документации являются  классный руководители, воспитатели,  учителя – предметники, педагог – организатор. Контроль и соблюдение проведения инструктажей возлагается на зам. директора по ВР Кондаковой О. В.